ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ МАРТИНА-БЕЛЛ?

Синдром Мартина-Белл - одно из распространенных генетических нарушений. Частота рождения детей с данным синдромом составляет примерно 1 на 4000 новорожденных мальчиков и 1 на 6000 девочек. В основном синдром Мартина-Белл выявляется у мальчиков (в 2-3 раза чаще девочек) и протекает тяжелее, чем у девочек, хотя бывают и исключения. Более легкие формы у девочек связаны с компенсирующим эффектом присутствия второй Х хромосомы в женском кариотипе (у мужчин - ХУ, у женщин - ХХ).

Впервые признаки людей с синдромом Мартина-Белл описали врачи Martin R. и Bell J. в 1943 году. Их имена и послужило названием для данного синдрома – синдрома Мартина-Белл. Однако лишь в 1969 году врач Lubs выявил характерные изменения в Х хромосоме (ломкость в дистальном плече) при данном синдроме, а весной в 1991 тремя независимыми группами исследователей был выделен ген, ответственный за развитие синдрома Мартина-Белл. На сегодняшний день чаще встречается термин «синдром умственной отсталости, сцепленный с ломкой хромосомой Х ».

Причиной развития фенотипа синдрома Мартина-Белл является частичное или полное прекращение выработки специфического белка в результате молчания определенного гена FMR1 в Х хромосоме. Диагноз "синдром Мартина-Белл" может быть поставлен только врачом-генетиком с помощью определенных методов обследования для обнаружения данной аномалии. Хотя предположить о наличие данного синдрома можно с помощью ЭЭГ-исследования, т.к. у лиц с синдромом Мартина-Белл обнаруживается сходная биоэлектрическая активность.

Мутация в гене никогда не возникает de novo, а происходит из нестабильных премутационных аллелей. Передача заболевания происходит через фенотипически здоровых или имеющих определенные клинические проявления мужчин-носителей. Далее мужчины, носители премутации, передают своим дочерям премутационные аллели в неизмененном виде, в связи, с чем у них не наблюдается выраженная умственная отсталость и иные характерные для данного заболевания признаки. Переход премутации в мутацию происходит при материнской передаче, то есть от матери к детям. Кроме того, для синдрома Мартина-Белл характерно более раннее начало и более тяжелое протекание симптомов заболевания в последующих поколениях.

До сих пор нет ясности того, что служит причиной изначального перехода из нормального состояния в премутацию. Дети с синдромом Мартина-Белл рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния или экологии. Появление ребенка с синдромом Мартина-Белл не зависит от образа жизни, национальности, уровня образования или социального положения родителей.

Но самое важное в изучении данного синдрома является открытие механизма действия мутантного гена, что сделало возможной патогенетически обоснованную терапию. На сегодняшний день, учитывая патологический механизм мутантного гена, начинают синтезировать препараты, способные улучшить состояние больных. В зарубежной практике проводятся клинические испытания на животных с достаточно выраженным положительным результатом действия препаратов, влияющих на пластические перестройки в нейроне. Описано улучшение параметров памяти, внимания и снижение двигательной расторможенности. Данное положение дает надежду на создание адекватной медикаментозной терапии, направленной на улучшение состояния при синдроме Мартина-Белл.

Чем отличается малыш с синдромом Марти-Белл от других детей?

Недостаток или полное отсутствие белка приводит к появление ряда соматических, физиологических и психических особенностей. Основные клинические проявления, характерные для синдрома Мартина-Белл представлены в табл.1,2,3.

Таблица 1. Когнитивно-поведенческий фенотип синдрома у детей.

Когнитивно-поведенческий фенотип синдрома в детском возрасте

-задержка умственного развитие, которая с возрастом приобретает стойкий характер;

-Задержка формирования навыков ходьбы и речи;

-Расстройство речевого развития различной семиологии с явным нарушением прагматики;

-Проблемы внимания;

-Стереотипное размахивание руками;

-Гиперактивность;

-Робость;

-Боязнь толпы;

-Боязнь шума;

-Социальное беспокойство;

-Упрямство;

-Сильные вспышки гнева;

-Навязчивые идеи;

-Мутизм (отсутствие речи);

-Плохой глазной контакт;

-Эмоциональная нестабильность.

Таблица 2. Клинические проявления синдрома Мартина-Белл у взрослых

Физический фенотип

-Вытянутое лицо;

-Выступающий подбородок

-Большие оттопыренные уши

-Тяжелый лоб

Оториноларингологические нарушения -Отит
Офтальмологические нарушения

-Косоглазие;

-Нарушения рефракции.

Костно-суставные нарушения

-Гиперподвижность суставов

-Плоскостопие

Кардиологические нарушения -Пролапс митрального клапана
Эндокринные нарушения

-Ускоренное прибавление роста и веса;

-Увеличение размеров яичек;

-Ожирение;

-Раннее половое созревание;

Таблица 3. Неврологические проявления синдрома

Умственная отсталость -Различные степени выраженности
Нарушения развития

-Моторные (моторно неловкие, неуклюжие, слабо развита моторика рук);

-Речевые (нарушения произношения, грамматические ошибки, речевые персеверации, т.е повторение слов, фраз, целых предложений, тем разговора, а так же спонтанное повторение слов, фраз за говорящим, бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций (воспроизведение реплик из кинофильма, фразы из песни и т.д.), которые не несут смысловой нагрузки в контексте беседы.

Расстройства поведения

-Гиперактивность с дефицитом внимания;

-Чрезмерная робость;

-Аутистические черты поведения (избегание в установлении контакта, однообразные, часто повторяющиеся бессмысленные движения – взмахи руками как крылышками, хлопанье в ладоши).

Эпилепсия

-Эпилептические припадки;

-Эпилемтиформная активность в ЭЭГ без судорожных припадков.

Современные исследования показывают, что практически все люди с синдромом Мартина-Белл отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой группы их интеллектуальный уровень сильно различается - от незначительного отставания до средней и тяжелой степени отставания. И все-таки большинство детей с синдромом Мартина-Белл могут научиться ходить, говорить, читать, писать и, вообще, делать большую часть того, что умеют делать другие дети, нужно лишь обеспечить им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения.

Советы для родителей ребенка с синдромом Мартина-Белл

В общении с ребенком:

В общении с другими людьми:

По всем вопросам, касающимся данного синдрома, пишите: Martin-Bell@yandex.ru