Синдром Мартина-Белл - одно из распространенных генетических нарушений. Частота рождения детей с данным синдромом составляет примерно 1 на 4000 новорожденных мальчиков и 1 на 6000 девочек. В основном синдром Мартина-Белл выявляется у мальчиков (в 2-3 раза чаще девочек) и протекает тяжелее, чем у девочек, хотя бывают и исключения. Более легкие формы у девочек связаны с компенсирующим эффектом присутствия второй Х хромосомы в женском кариотипе (у мужчин - ХУ, у женщин - ХХ).
Впервые признаки людей с синдромом Мартина-Белл описали врачи Martin R. и Bell J. в 1943 году. Их имена и послужило названием для данного синдрома – синдрома Мартина-Белл. Однако лишь в 1969 году врач Lubs выявил характерные изменения в Х хромосоме (ломкость в дистальном плече) при данном синдроме, а весной в 1991 тремя независимыми группами исследователей был выделен ген, ответственный за развитие синдрома Мартина-Белл. На сегодняшний день чаще встречается термин «синдром умственной отсталости, сцепленный с ломкой хромосомой Х ».
Причиной развития фенотипа синдрома Мартина-Белл является частичное или полное прекращение выработки специфического белка в результате молчания определенного гена FMR1 в Х хромосоме. Диагноз "синдром Мартина-Белл" может быть поставлен только врачом-генетиком с помощью определенных методов обследования для обнаружения данной аномалии. Хотя предположить о наличие данного синдрома можно с помощью ЭЭГ-исследования, т.к. у лиц с синдромом Мартина-Белл обнаруживается сходная биоэлектрическая активность.
Мутация в гене никогда не возникает de novo, а происходит из нестабильных премутационных аллелей. Передача заболевания происходит через фенотипически здоровых или имеющих определенные клинические проявления мужчин-носителей. Далее мужчины, носители премутации, передают своим дочерям премутационные аллели в неизмененном виде, в связи, с чем у них не наблюдается выраженная умственная отсталость и иные характерные для данного заболевания признаки. Переход премутации в мутацию происходит при материнской передаче, то есть от матери к детям. Кроме того, для синдрома Мартина-Белл характерно более раннее начало и более тяжелое протекание симптомов заболевания в последующих поколениях.
До сих пор нет ясности того, что служит причиной изначального перехода из нормального состояния в премутацию. Дети с синдромом Мартина-Белл рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния или экологии. Появление ребенка с синдромом Мартина-Белл не зависит от образа жизни, национальности, уровня образования или социального положения родителей.
Но самое важное в изучении данного синдрома является открытие механизма действия мутантного гена, что сделало возможной патогенетически обоснованную терапию. На сегодняшний день, учитывая патологический механизм мутантного гена, начинают синтезировать препараты, способные улучшить состояние больных. В зарубежной практике проводятся клинические испытания на животных с достаточно выраженным положительным результатом действия препаратов, влияющих на пластические перестройки в нейроне. Описано улучшение параметров памяти, внимания и снижение двигательной расторможенности. Данное положение дает надежду на создание адекватной медикаментозной терапии, направленной на улучшение состояния при синдроме Мартина-Белл.
Чем отличается малыш с синдромом Марти-Белл от других детей?
Недостаток или полное отсутствие белка приводит к появление ряда соматических, физиологических и психических особенностей. Основные клинические проявления, характерные для синдрома Мартина-Белл представлены в табл.1,2,3.
Таблица 1. Когнитивно-поведенческий фенотип синдрома у детей.
Когнитивно-поведенческий фенотип синдрома в детском возрасте | -задержка умственного развитие, которая с возрастом приобретает стойкий характер; -Задержка формирования навыков ходьбы и речи; -Расстройство речевого развития различной семиологии с явным нарушением прагматики; -Проблемы внимания; -Стереотипное размахивание руками; -Гиперактивность; -Робость; -Боязнь толпы; -Боязнь шума; -Социальное беспокойство; -Упрямство; -Сильные вспышки гнева; -Навязчивые идеи; -Мутизм (отсутствие речи); -Плохой глазной контакт; -Эмоциональная нестабильность. |
Таблица 2. Клинические проявления синдрома Мартина-Белл у взрослых
Физический фенотип |
-Вытянутое лицо; -Выступающий подбородок -Большие оттопыренные уши -Тяжелый лоб |
Оториноларингологические нарушения | -Отит |
Офтальмологические нарушения | -Косоглазие; -Нарушения рефракции. |
Костно-суставные нарушения | -Гиперподвижность суставов -Плоскостопие |
Кардиологические нарушения | -Пролапс митрального клапана |
Эндокринные нарушения | -Ускоренное прибавление роста и веса; -Увеличение размеров яичек; -Ожирение; -Раннее половое созревание; |
Таблица 3. Неврологические проявления синдрома
Умственная отсталость | -Различные степени выраженности |
Нарушения развития | -Моторные (моторно неловкие, неуклюжие, слабо развита моторика рук); -Речевые (нарушения произношения, грамматические ошибки, речевые персеверации, т.е повторение слов, фраз, целых предложений, тем разговора, а так же спонтанное повторение слов, фраз за говорящим, бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций (воспроизведение реплик из кинофильма, фразы из песни и т.д.), которые не несут смысловой нагрузки в контексте беседы. |
Расстройства поведения | -Гиперактивность с дефицитом внимания; -Чрезмерная робость; -Аутистические черты поведения (избегание в установлении контакта, однообразные, часто повторяющиеся бессмысленные движения – взмахи руками как крылышками, хлопанье в ладоши). |
Эпилепсия | -Эпилептические припадки; -Эпилемтиформная активность в ЭЭГ без судорожных припадков. |
Современные исследования показывают, что практически все люди с синдромом Мартина-Белл отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой группы их интеллектуальный уровень сильно различается - от незначительного отставания до средней и тяжелой степени отставания. И все-таки большинство детей с синдромом Мартина-Белл могут научиться ходить, говорить, читать, писать и, вообще, делать большую часть того, что умеют делать другие дети, нужно лишь обеспечить им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения.
В общении с ребенком:
В общении с другими людьми:
По всем вопросам, касающимся данного синдрома, пишите: Martin-Bell@yandex.ru